Каталог
Новости
Дата публикации: 26.04.2010
Делаем подарок сами - аппликация соломкой.

Делаем подарок сами

Ранней весной ты, наверное, не раз обращал внимание на нежно-зеленые всходы ржи, пшеницы... Помнишь, как позже, летом, сги­бались тяжелые колосья, волнова­лось, будто переливаясь, поле под дуновением ветра?
Идет время, созревают плоды, меняет краски природа. Нежный, мягкий прежде стебель ржи стал крепким, упругим. Прочно стоит он среди сотен тысяч братьев своих, держа на тоненьких плечах пышный венец — колос. Пройдет еще не­много времени, скосят рожь, убе­рут зерно. Грустно станет на поле, останутся только коротенькие, тор­чащие стебельки да скирды соло­мы, которую тоже скоро увезут...

А знаешь ли ты, что соломка — замечательный материал для рабо­ты? Все оживает в умелых руках художника! Он может возродить золотые колосья, и они предстанут перед людьми в иной, невиданной красоте.
Издавна применяет народ этот материал для изготовления легких, прочных вещей. Чего только не де­лают из нее люди: шляпы, корзин­ки и сумки, коврики, мебель.
Щедрость природы! Отдал сте­бель людям целый колос налитых зерен, а теперь и сам послушно сгибается в умелых руках.
Но я расскажу тебе не о пле­тенье, для этого нужно много ма­териала и времени, а о том, как можно делать изящные разнообраз­ные аппликации буквально из од-ного-двух стеблей.
Собери осенью стебли, выбирай самые крепкие, толстые. Можно достать соломку и на рынке, где она служит мягкой подстилкой для душистых яблок, груш, капусты.

Итак, ты запасся необходимым материалом.     Возьми несколько стеблей, разрежь на куски в тех местах, где у них образуются как бы коленца. Положи часа на два в воду, чтобы стала соломка более податлива, меньше ломалась. Потом помести ее на минуту между газет­ными листами, чтобы удалить воду. Разрежь острым ножом или ма­ленькими ножницами стебель вдоль и разгладь на бумаге горячим утю­гом, получив таким образом блес­тящую соломенную ленту. Заметь, поверх основного стебля находится более тонкая пленка, ее не выбра­сывай и тоже разгладь. У пленки иная фактура, нежели у стебля, а ты уже знаешь, что различие фактуры много значит в работе. Обрати вни­мание, соломка имеет различные оттенки. Некоторые стебли совсем светлые, есть и золотистые.

Очень светлые, почти белые полоски, а также с чистым золотым цветом от­ложи в сторону, а вот другие мож­но сделать коричневыми. Для это­го надо уложить несколько разгла­женных соломок в ряд и подер­жать под горячим утюгом. Немного подержишь — будет светло-корич­невый цвет, побольше — темный. Можно покрасить соломку морил­кой — коричневой краской для окраски деревянных изделий, кото­рая продается в хозяйственных ма­газинах. Разводится она в воде. Раз­нообразие цвета соломки, сочета­ние светлых, золотых, коричневых оттенков крайне необходимы в ра­боте. Когда соломка готова, раз­ложи ее по цветам в коробки.
Теперь тебе нужно приготовить основание для работы. Можно де­лать аппликацию на плитке прессо­ванных опилок. Лучше всего взять 8—10-миллиметровую фанеру нуж­ного размера, Доску надо хорошо отшлифовать мелкой наждачной бу­магой и покрасить в коричневый или черный цвета, в зависимости от твоего желания. Хочешь коричне­вый— крась морилкой, черный — нигрозиновой краской для кожи, она также растворяется в воде. По­крывать нужно широкой кистью ровно, без затеков. Делать это надо быстро, так как краски быстро за­сыхают.
Следующий этап — покрыть дос­ку столярным клеем. Важно, чтобы клей был очень хорошо разведен, не имел сгустков, поэтому его пред­варительно на сутки кладут в во­ду и, когда он разбухнет, кипятят на слабом огне до полного
раство­рения. Брать его следует немного, примерно 5 см2 на стакан воды.

Для того чтобы клей покрыл доску ровным тонким слоем, лучше всего взять широкую плоскую кисть для масляных красок.
Ты приготовил все, а теперь зай­мись рисунком. Не выдумывай его «из головы», вновь и вновь обра­щайся к природе, как всегда, иди от простого к сложному. Выполни, например, вначале рисунок цветка.
Посмотри, как хорош скромный, неприхотливый одуванчик, растущий в изобилии тут и там! Работая над композицией, не перегружай ри­сунка. Имей в виду, что в работе соломкой много значит силуэт, со­четание тонких и толстых линий. Го­ловка одуванчика легка и пушиста. Сделай и ты свою работу столь же легкой и изящной.
Переводя рисунок через перевод­ную бумагу, намечай только ос­новные линии, так как мелкими деталями ты можешь загрязнить доску.
Техника работы состоит в том, что ты по рисунку приклеиваешь отдельные кусочки соломки на дос­ку, смочив их предварительно во­дой. Доска смазана клеем, и по­этому влажные соломенные ленточ­ки легко приклеиваются.
Для того чтобы соломка ложи­лась гладко и прочно, каждый при­клеенный кусочек следует осторож­но прогладить сверху ручкой ножа, ножниц.
Отрезать соломку можно лезвием безопасной бритвы или острым пе­рочинным ножом, скальпелем. Де­лать это надо на какой-нибудь до­щечке, чтобы не повредить стола.

Подумай, как лучше передать своеобразие этого цветка. Можно сделать головку одуванчика от­дельными, расходящимися от цент­ра соломинками, а вот резные листья следует, быть может, сде­лать более широкой соломкой.
Мы уже говорили, что цвет также имеет большое значение. Например, венчик цветка может быть светлым, сияющим, а листья более темными, золотистыми. Впрочем, тут, как всегда в искусстве, рецептов нет. Пробуй, придумывай, делай по-раз­ному сам! Все можно сделать хо­рошо, если есть желание, любовь к делу и терпение!
Очень красива соломка в соче­тании с янтарем. В начале книги те­бе рассказывали о том, что Балтий­ское море выбрасывает на берег кусочки янтаря. Многие ребята в Литве собирают его, живя в пионер­ском лагере в Паланге, Клайпеде или Гируляе. Для того, чтобы при­дать кусочку янтаря нужную фор­му, например плоскую, его оттачи­вают мелким напильником. Чтобы янтарь стал блестящим, шлифуют кусочком шерстяной ткани.
Можно приклеить янтарик к серд­цевине цветка, если ты делаешь ро­машку, или сделать глаза у жука, а может, золотой янтарик будет тель­цем паучка? Приклеивается он к дос­ке синтетическим клеем.

Клей можно приготовить для этой цели самому: в ацетон очень мел­ко настругать отмытую в теплой во­де кино- или фотопленку, раство­рившись, она образует кашицеоб­разную массу. Клея следует делать ровно столько, сколько нужно для склейки, так как ацетон быстро улетучивается и клей густеет.
Конечно, не везде есть янтарь, но можно прекрасно обойтись и без него. Наверное, в том краю, где ты живешь, есть материал не менее подходящий и интересный.

Готовая работа два-три раза по­крывается бесцветным лаком. Для этой цели лучше всего приме­нять нитролак. Он очень прозрачен и крепко соединяет соломку с по­верхностью доски. Тона ее стано­вятся ярче, фон — темнее, глубже.
Еще раз напоминаю тебе, что ра­боты соломкой особенно хороши, когда в них сочетается тонкий ажур­ный рисунок и сплошная масса. Очень важно также подумать, в ка­ком направлении класть стебель, так как это создает особую игру све­та, блеск.

Соломкой можно выкладывать изображение домов, людей, де­ревьев — все, что угодно. От ма­леньких поэтических этюдов смело переходи к более сложным компо­зициям. Всегда хорошо показать национальные особенности своей республики: народный орнамент, костюмы, танцы, памятники стари­ны. Помнишь, я упоминала о резьбе на домах Севера. Так же необычайно хороши и старые деревянные церк­вушки в Закарпатье, тоже постро­енные без единого гвоздя. Точно ставленные ушедшими поколениями. Не ска­жешь, наверное, лучше, чем сказал о них поэт
В. Шефнер:
 
Но вверх взгляни, над сизыми холмами
Увидишь ты ожившую мечту, —
Как дым костров в безветрии, как пламя,
Как песня, храм струится в высоту.
И ты стоишь на каменном пороге,
И за людей душа твоя горда, —
Приходят боги, и уходят боги,
Но человек бессмертен навсегда.

Древняя архитектура — это чу­десные страницы истории нашего народа, бережно сохраняемые, но все же уходящие. Иногда их уже просто невозможно сохранить, а бывает иное — по тупому равноду­шию, небрежности, непониманию людей их разрушают.

Был же случай, что разобрали вот такую церквушку в Закарпатье на дрова. Подумай, как это нелепо и страшно! Приведу грустные строки писателя Е. Дороша о гибели церк­ви в селе Витегорском, построенной в 1708 году:
«Я никогда не видел эти срублен­ные веселыми молодцами сказоч­ные хоромы и никогда уже не уви­жу. Одно из чудес русского дере­вянного зодчества чернеется голо­вешками на земле. Был ли это под­жог или случайность, все равно со­вершено преступление».

Посмотри внимательно вокруг, быть может, там, где ты живешь, тоже есть красота, которую надо взять под защиту не только зако­ну, но тебе и твоим товарищам. Умный, добрый, деятельный чело­век много может сделать хороше­го, а у художника еще большая си­ла: он умеет изобразить виденное и надолго сохранить его в своей работе. Многое из истории наро­да, его жизни — утварь, украше­ния, одежду — мы знаем только по дошедшим до нас произведени­ям искусства. Сколько столетий про­шло, как творил человек, давно нет его в живых, но создания рук его живут, радуют, учат нас и поныне.

 

 
© 2009 Интернет-магазин Подарок - ТУТ!