Каталог
Новости
Дата публикации: 21.03.2010
Сделай подарок сам - Витражи
Одним из прекраснейших видов монументального искусства являет­ся витраж, который завоевывает все большее место в современном архитектурном ансамбле.
Витражами называются картины, выполненные на стекле красками или составленные из кусков стекла посредством свинцовых узких по­лос. Большей частью для витража берут цветные стекла, но бывают и белые прозрачные, матовые, глад­кие или с рельефным рисунком.
  витражи
Это очень старое искусство, по­явившееся более полутора тысяч лет тому назад. Вначале оно укра­шало окна костелов, монастырей, церквей, затем перешло на обще­ственные жилые здания. Свет, про­никая через цветные стекла, отра­жаясь на полу, стенах, создает фан­тастическую, сказочную обстановку.
 
Послушай, как рассказывал Вик­тор Гюго о витраже: «...Собор Па­рижской богоматери является при­мечательным образцом подобной разновидности. Каждая сторона, каждый камень почтенного памятни­ка — это не только страница исто­рии Франции, но и история науки и искусства... Внутри собора было уже пусто и сумрачно. Боковые приделы заволокло тьмой, а лампа­ды мерцали, как звезды, так глубок был мрак, окутывающий своды, лишь большая розетка фасада, раз­ноцветные стекла которой купались в закатном луче, переливалась во мраке, словно груда алмазов, от­брасывая свой спектр на другой ко­нец неба».
 
Сейчас как бы начинается вторая молодость этого искусства. Послед­нее время талантливые художники Литвы разработали новую технику: вместо тонких стекол берут тол­стые — от 5 до 25 см толщины. Такие стекла по формату и цвету, заданному художником, отливаются прямо на стекольном заводе и при­сылаются в мастерскую, где со­ставляется витраж.
 
Чтобы получилась большая игра света, разнообразнее рисунок, стек­ла немного скалывают. Работа эта очень трудоемкая, так как стекла, несмотря на толщину, сохраняют хрупкость.
Скрепляют их проволочной ар­матурой и пласцементом — новым очень прочным материалом, иногда имеющим свой естественный серый цвет, иногда подкрашенным. Это зависит от того, где будет помещен витраж.
 
Витражи из толстых стекол не вставляют в рамы окон. Они укреп­ляются на специальных конструкци­ях на полу или стене с электриче­ским подсветом сзади. Благодаря необычной фактуре и темному фо­ну вокруг еще ярче и глубже вы­ступает красота каждого отдельно­го куска стекла, каждого цвета.
 
Техника такой работы и материал не терпят мелочей, подсказывают темы величественные и глубокие, созвучные нашей эпохе.
Быть может, когда-нибудь тебе удастся побывать в Каунасе. Обяза­тельно зайди в музей витража, как будто наполненный сверканием дра­гоценных камней.
Сделать настоящий витраж слиш­ком сложно. Это пока не в твоих силах, а вот имитацию его яркими светофильтрами сделать можно. Светофильтры —* прозрачные тон­кие цветные листы пластмассы, при­меняемые   для освещения сцены.

Купить их можно в театральном ма­газине. Начиная работу, не берись сразу за сложную композицию. По­пробуй сперва сделать что-нибудь простое — например, несложный народный орнамент.
Орнамент. Есть общие черты его у народов всех стран: разнообра­зие рисунка, щедрость выдумки, бо­гатство красок. Всегда, во все века, жило в душе народа стремление к красоте.

Подумай, когда-то очень давно не было ничего, что доступно и привычно сейчас нам: ни выста­вок, ни театров, ни кино. Жил че­ловек. Подчас тяжело и много ра­ботал, но, несмотря на усталость, а иногда и голод, не закрывал глаза на красоту природы. Любовался цветами, листьями, удивлялся и ра­довался на зверюшек и птиц. Кра­соту эту вносил в свою жизнь. Пи­сатель Юрий Овсянников, рассказы­вая о возникновении народных про­мыслов, приводит в своей книге прекрасную сказку о чудесной ру­кодельнице, девушке Марьюшке, создающей небывалую красоту. По­завидовал злой Кощей красоте этой, превратил Марьюшку в жар-птицу, схватил ее и понес в свое царство.
 
Поняла девушка, что уносят ее от родной земли, и стала сбрасывать на землю людям перья свои кра­сочные, волшебные. Не каждый мо­жет видеть их, но тот, кто видит, красоту понимает и для других ее создает. Посмотри, как красочно, с каким вкусом шьет человек себе национальную одежду, как тщатель­но подбирает цвета, какой богатой вышивкой отделывает ее.
 
Если приходилось бывать тебе в Закарпатье, на Гуцульщине, то ты, наверное, запомнил, что и сейчас там ходит народ в своей националь­ной одежде. Не отвести глаз от чудесной вышивки бисером, пушис­того меха, веселых цветных кисто­чек на костюмах гуцулов. А узбек­ские, украинские, литовские ковры!..
 
В Болгарии есть небольшое гор­ное село, где разводят коз. Жен­щины этого села создают красоч­ные картины — ковры, называемые хариштами. Здесь все искусство! И в том, как стригут коз, как чешут шерсть и прядут нитки, как красят их потом и особенно как, подбирая цвет к цвету, кладут рядом то один моток ниток, то другой, выбирая наиболее сочную гамму.
 
А как интересны и радостны рус­ские полотенца с драчливыми пету­хами, диковинными птицами, выши­тые алыми нитками! Какими слож­ными орнаментами из меха украша­ют свою одежду народы Севера!
Кроме красоты и разнообразия, есть еще одно важное качество народного орнамента: неразрывная связь его с вещью, для которой он предназначен. Народ никогда не бу­дет делать его там, где он плохо виден или мешает пользоваться вещью. Это очень важно. «Не об­молачивайте хлеб резными цепами, не украшайте мельничные жернова рельефами», — писал английский художник Джон Рёскин.
 
Итак, возьми простой народный орнамент, сначала нарисуй его та­ким, как он есть. Пойми, из каких элементов он состоит. Это легко. Когда ты это сделал, перед тобой станет задача посложнее: по рисун­ку сделать эскиз витража.
Составляя рисунок для любого вида работ, помни о технике испол­нения. Ведь каждый материал под­сказывает свою особую технику. Приведу такой пример. Ты сделал петушка из бумаги, складывая ее определенным образом. Готовая игрушка имеет острые прямые ли­нии. Если же ты попробуешь сле­пить петушка из глины, то увидишь, что формы его получатся совер­шенно иными.
 
Кроме того, художник должен понять красоту материала, макси­мально использовать ее, показать людям. Помнишь, как говорил мас­тер Данила в «Каменном цветке» писателя Бажова? «Вижу, поди-ка, какой у нас камень, а мы что с ним делаем? Точим, да режем, да колер наводим и вовсе ни к чему. Вот мне и припало желание так сделать, что­бы полную силу камня самому по­глядеть и людям показать».
 
Не забывай, что в настоящем витраже мастер имеет дело со стек­лом, которое надо вырезать по ри­сунку, поэтому линии его делай простыми, четкими, лучше всего прямыми.
Ты видишь, витраж состоит из от­дельных кусочков стекла, скреплен­ных между собою свинцовой лен­той. Сделай рисунок так, чтобы каждый цвет был соединен с дру­гим темной полосой примерно в сантиметр толщиной.
Переведи рисунок на плотную черную бумагу. Если такой у тебя нет, можно плотную белую бумагу покрыть черной тушью. Еще лучше выполнить эту работу на толстой на­стольной бумаге или на картоне.
 
Вырежь маленькими ножницами или лезвием от безопасной бритвы рисунок, оставив только черные по­лоски. Подложи цветные свето­фильтры в образовавшиеся отвер­стия. Затем подклей их очень ак­куратно с обратной стороны к по­лоскам. Для этой работы нужны клей БФ-6 или лак КБ и ДЕ-1.
Прежде чем начинать подклеи­вать светофильтры, хорошо поду­май, как распределить цвета, что те­бе нужно выделить. А то твоя ра­бота может выглядеть настолько раздробленной, что нельзя будет понять, что же ты хотел изобразить. Можно сделать витраж в опреде­ленной цветовой гамме, например только в теплых тонах, как акцент бросив кое-где холодный.
 
Хочу дать тебе еще один совет: я тебе говорила, что в витраже применяют стекла не только цвет­ные, но и бесцветные. Возьми обыч­ную использованную рентгеноплен-ку, смой эмульсию, и ты получишь прозрачную пленку. Применяя ее иногда, ты еще более подчерк­нешь, выявишь главное.
Свою первую работу ты выпол­нял, пользуясь рисунком народного орнамента, теперь придумай вещь совершенно самостоятельно. Сделай рисунок условно, декоративно, с таким расчетом, чтобы по нему можно было выполнить витраж.
 
Постепенно усложняя рисунки, ты можешь внести в композицию вит­ража фигуры человека, животного, птицы. Только помни о том, что ли­нии рисунка должны быть четкими.
Если ты хочешь вставить витраж в окно, надо размер его сделать точно по стеклу, черная полоса, что окружает его, должна быть на не­сколько сантиметров больше. Это нужно, чтобы ты мог укрепить ра­боту между рамами.
Лучше устанавливать витраж там, где нет прямого солнечного света, тогда он может стоять несколько лет, и краски его станут только луч­ше: мягче, спокойнее.
 
Очень хорошо выглядит витраж из светофильтров как настенное пан­но. Для этого его кладут на белую бумагу (чтобы не терялись цвета); потом укрепляют на толстой фане­ре, сверху покрыв
стеклом. Ника­ких рам для такой работы не надо. Стекло держится металлическими зажимами, укрепленными на фа­нере, по два с каждой стороны.
Материал можно копировать только с ссылкой на источник www.podaroktut.com.ua
 
© 2009 Интернет-магазин Подарок - ТУТ!