Каталог
Pavone от производителя!

Новости
Дата публикации: 19.03.2010
Обычаи и обряды Поляков
Польский летне-осенний подарок, это обычаи и обряды разнообразны по функциям, из которых главными являются забота о благополучии человека, а прежде всего об урожае в текущем и будущем годах, о приплоде скота как необходимых условиях безбедного существования.

Наказанием и несчастьем считалось бесплодие, да это понятно ведь это не подарок — семье нужны были рабочие руки. Поэтому очень важно было вызвать магическими действами высокую рождаемость( вот это настоящий подарок), высокую потенцию у мужчин (в жатвенных обрядах отчетливо прослеживается фаллический культ, что связано не только со стремлением получить хороший урожай, урожай всегда считался как подарок за свой труд), охранить женщину от злых чар, которые могут сделать ее бесплодной. Земле, рождающей самое необходимое человеку — хлеб - это подарок за тяжелый труд на земле, крестьянин стремился передать силу плодовитости (катание поросе, по стерне и прочие обычаи), огнем хотел очистить себя и сделать крепким, водой — избавить от болезней (многие обряды сопровождались обливанием водой).

Такой подарок весны Быстронь не относит их к собственно календарным обрядам(и такие дни не считались у крестья как подарок небес), ибо они не приурочены к определенным дням традиционного народного и церковного календарей.
Календарные обряды и сельскохозяйственные: жатвенные, сопровождающие посев, пахоту, боронование, выращивание овощей и фруктов, это так называемый подарок земли, а также связанные с животноводством, птицеводством, пчеловодством, рыболовством, домашними занятиями.

Ведь известно, что некоторые земледельческие, скотоводческие обряды приурочены к календарным праздникам  такие дни для крестьян подарок (например, первый выгон скота, «засевки» и др.), а большинство — к определенному периоду сельскохозяйственного календаря, следовательно, они также могут быть определены как обряды календарные, но в более широком смысле.

 Мотивы прощания с весной, встречи лета( лето всегда и везде принималась как подарок всеми народами населяющими нашу землю), прозвучавшие в праздновании зеленых свенток — троицы, находили отголоски в канун, день св. Яна. Из этих весенних описаний обря­дов видно что поляки проинимали это подарок природы, зеленые святки.
 
Подарок - Праздник св. Яна приходился на день летнего солнцестояния, что отрази­лось в народном представлении о значе­нии этого дня. В этот день говорили с благоговением о солнце, что «оно ска­чет», «играет», как мы видим такие дни были как подарок, ведь их ждали с нетерпением целый год.

Как необходимый подарок урожаю, на­пример, считалось, что в этот день нужно окапывать капусту, чтобы у нее были большие кочаны; связывать зеле­ные стрелы у лука, отчего он будто бы лучше будет расти, на полях льна вты­кать ветки липы (это, по-видимому, должно было охранить поле от действия злых сил) особенно следовало охра­нять коров от колдуний, которые могли отнять у них молоко.
Магическую силу охраны как подарок от колдов­ства приписывали веткам липы, клена, чертополоху, полыни, репейнику. Их затыкали в стены, двери также за стреху хлева. Коров, чтобы уберечь от злых сил, прогоняли по шлее, а иногда и че­рез положенную на землю косу.

В польском фольклоре много гово­рилось о колдуньях, которые в ночь на Ивана Купала собирались со всех сторон на «лы­сых горах», где танцевали голыми. По народным поверьям, в эту ночь расцветал папоротник; тот, кто находил и срывал цветок папоротника, воспринимал с радостью, такой подарок, стано­вился богатым, счастливым.
Очень распространены были гадания девушек о своей судьбе(как мы видим для девушки это был настоящий подарок судьбы, узнать в этот день своего суженого) но  прежде всего о замужестве. Была примета: если два венка, пущенные по воде (в реке, озере и пр.), сойдутся, то их обладательница выйдет вскоре замуж, если потонут — умрет. Желая узнать, кто будет жени­хом, девушка рвала на лугу цветы, цветы всегда девушка воспринимала как подарок тем более если цветы преподнесены парнем который ей нравился (в не­которых районах нагая), приносила до­мой, молча клала их под подушку, на­деясь увидеть во сне жениха.
У Мазуров был обычай бросать венки на дерево. Бросали их парни. Считалось, что парень женится( для парней и юношей похоже этот день тоже был как подарок) через столько лет, сколько раз венок зацепится на дереве.
 
Нередко для этого приво­зили как подарок зеленое дерево вкапывали его в землю там, где намечали разжечь ко­стер. Вокруг дерева укладывали хворост, зеленые ветки. Часто зажигали бочки со смолой, осмоленные колеса и обручи. Мальчишки с факелами бегали вокруг костра и по полям. Во многих деревнях через огонь прыгали не только маль­чишки, но и парни, а также девушки( можно предположить что этот подарок весны воспринимали с большим удовольствием, ведь он дошел сегодняшнего поколения). Это, по народным верованиям, должно было ох­ранить от головной боли и боли в пояс­нице во время работы. Прыгали через огонь потому, что верили в очищение огнем как подарок, и в то, что от него можно полу­чить силу. В некоторых местах через огонь прогоняли стадо.
 
По-видимому, это объясняется тем, что, по древним обычаям, в эту ночь купа­лись с той же целью, что и прыгали че­рез огонь ( очищение, охрана здоровья и т.п это тоже нужно воспринимать как подарок своему телу и душе, очищение души и тела всегда считалось первоочередным). Известно, что в старину до праздника запрещалось ку­паться. 
  
Само празднование но­сило общественный характер принималось наверное населением как подарок, его с нетерпением ждали целый год. Нередко такой подарок превращаля в своеобразное народ­ное зрелище, посмотреть которое при­ходили почти все жители деревни. Одну из главных ролей играли в нем девушки (принимая этот подарок), которые разбивались на две партии, со­ревнующиеся в остроумии, в пении об­рядовых и светских песен.
 
Крестьянам небезраз­лично было, какой ожидать для своих работ погоды( для сельского населения хорая погода это долгожданный подарок, ведь это помогало собрать хороший урожай и т.д) на летне-осенние месяцы и в зимнюю пору. Поэтому и в дни цер­ковных праздников по существовавшим издавна приметам они старались преду­гадать погоду, а отличная погода это настоящий подарок. Заботились также о своем здоровье и благополучии, приписывая при этом такой подарок роли покровителей и избави­телей разным христианским святым.
Крестьяне Мазовии полагали, что на­кануне праздника Петра и Павла (29   июня)   нужно   посадить брюкву, тогда она будто бы вырастет обязательно мягкой и сладкой и это подарок за весь тяжелый и не легкий труд крестьянина.
 

 
© 2009 Интернет-магазин Подарок - ТУТ!