Польский летне-осенний подарок, это обычаи и обряды разнообразны по функциям, из которых главными являются забота о благополучии человека, а прежде всего об урожае в текущем и будущем годах, о приплоде скота как необходимых условиях безбедного существования.
Наказанием и несчастьем считалось бесплодие, да это понятно ведь это не подарок — семье нужны были рабочие руки. Поэтому очень важно было вызвать магическими действами высокую рождаемость( вот это настоящий подарок), высокую потенцию у мужчин (в жатвенных обрядах отчетливо прослеживается фаллический культ, что связано не только со стремлением получить хороший урожай, урожай всегда считался как подарок за свой труд), охранить женщину от злых чар, которые могут сделать ее бесплодной. Земле, рождающей самое необходимое человеку — хлеб - это подарок за тяжелый труд на земле, крестьянин стремился передать силу плодовитости (катание поросе, по стерне и прочие обычаи), огнем хотел очистить себя и сделать крепким, водой — избавить от болезней (многие обряды сопровождались обливанием водой).
Такой подарок весны Быстронь не относит их к собственно календарным обрядам(и такие дни не считались у крестья как подарок небес), ибо они не приурочены к определенным дням традиционного народного и церковного календарей.
Календарные обряды и сельскохозяйственные: жатвенные, сопровождающие посев, пахоту, боронование, выращивание овощей и фруктов, это так называемый подарок земли, а также связанные с животноводством, птицеводством, пчеловодством, рыболовством, домашними занятиями.
Ведь известно, что некоторые земледельческие, скотоводческие обряды приурочены к календарным праздникам такие дни для крестьян подарок (например, первый выгон скота, «засевки» и др.), а большинство — к определенному периоду сельскохозяйственного календаря, следовательно, они также могут быть определены как обряды календарные, но в более широком смысле.
Мотивы прощания с весной, встречи лета( лето всегда и везде принималась как подарок всеми народами населяющими нашу землю), прозвучавшие в праздновании зеленых свенток — троицы, находили отголоски в канун, день св. Яна. Из этих весенних описаний обрядов видно что поляки проинимали это подарок природы, зеленые святки.
Подарок - Праздник св. Яна приходился на день летнего солнцестояния, что отразилось в народном представлении о значении этого дня. В этот день говорили с благоговением о солнце, что «оно скачет», «играет», как мы видим такие дни были как подарок, ведь их ждали с нетерпением целый год.
Как необходимый подарок урожаю, например, считалось, что в этот день нужно окапывать капусту, чтобы у нее были большие кочаны; связывать зеленые стрелы у лука, отчего он будто бы лучше будет расти, на полях льна втыкать ветки липы (это, по-видимому, должно было охранить поле от действия злых сил) особенно следовало охранять коров от колдуний, которые могли отнять у них молоко.
Магическую силу охраны как подарок от колдовства приписывали веткам липы, клена, чертополоху, полыни, репейнику. Их затыкали в стены, двери также за стреху хлева. Коров, чтобы уберечь от злых сил, прогоняли по шлее, а иногда и через положенную на землю косу.
В польском фольклоре много говорилось о колдуньях, которые в ночь на Ивана Купала собирались со всех сторон на «лысых горах», где танцевали голыми. По народным поверьям, в эту ночь расцветал папоротник; тот, кто находил и срывал цветок папоротника, воспринимал с радостью, такой подарок, становился богатым, счастливым.
Очень распространены были гадания девушек о своей судьбе(как мы видим для девушки это был настоящий подарок судьбы, узнать в этот день своего суженого) но прежде всего о замужестве. Была примета: если два венка, пущенные по воде (в реке, озере и пр.), сойдутся, то их обладательница выйдет вскоре замуж, если потонут — умрет. Желая узнать, кто будет женихом, девушка рвала на лугу цветы, цветы всегда девушка воспринимала как подарок тем более если цветы преподнесены парнем который ей нравился (в некоторых районах нагая), приносила домой, молча клала их под подушку, надеясь увидеть во сне жениха.
У Мазуров был обычай бросать венки на дерево. Бросали их парни. Считалось, что парень женится( для парней и юношей похоже этот день тоже был как подарок) через столько лет, сколько раз венок зацепится на дереве.
Нередко для этого привозили как подарок зеленое дерево вкапывали его в землю там, где намечали разжечь костер. Вокруг дерева укладывали хворост, зеленые ветки. Часто зажигали бочки со смолой, осмоленные колеса и обручи. Мальчишки с факелами бегали вокруг костра и по полям. Во многих деревнях через огонь прыгали не только мальчишки, но и парни, а также девушки( можно предположить что этот подарок весны воспринимали с большим удовольствием, ведь он дошел сегодняшнего поколения). Это, по народным верованиям, должно было охранить от головной боли и боли в пояснице во время работы. Прыгали через огонь потому, что верили в очищение огнем как подарок, и в то, что от него можно получить силу. В некоторых местах через огонь прогоняли стадо.
По-видимому, это объясняется тем, что, по древним обычаям, в эту ночь купались с той же целью, что и прыгали через огонь ( очищение, охрана здоровья и т.п это тоже нужно воспринимать как подарок своему телу и душе, очищение души и тела всегда считалось первоочередным). Известно, что в старину до праздника запрещалось купаться.
Само празднование носило общественный характер принималось наверное населением как подарок, его с нетерпением ждали целый год. Нередко такой подарок превращаля в своеобразное народное зрелище, посмотреть которое приходили почти все жители деревни. Одну из главных ролей играли в нем девушки (принимая этот подарок), которые разбивались на две партии, соревнующиеся в остроумии, в пении обрядовых и светских песен.
Крестьянам небезразлично было, какой ожидать для своих работ погоды( для сельского населения хорая погода это долгожданный подарок, ведь это помогало собрать хороший урожай и т.д) на летне-осенние месяцы и в зимнюю пору. Поэтому и в дни церковных праздников по существовавшим издавна приметам они старались предугадать погоду, а отличная погода это настоящий подарок. Заботились также о своем здоровье и благополучии, приписывая при этом такой подарок роли покровителей и избавителей разным христианским святым.
Крестьяне Мазовии полагали, что накануне праздника Петра и Павла (29 июня) нужно посадить брюкву, тогда она будто бы вырастет обязательно мягкой и сладкой и это подарок за весь тяжелый и не легкий труд крестьянина.
|